"Казахстанские железные дороги" - это оператор магистральной железнодорожной сети Республики Казахстан с полным наименованием: Акционерное общество Национальная компания "Казахстан темир жолы", центральный офис которого находится в городе Астана.
Первая железнодорожная магистраль Казахстана, длиной 113 км (узкоколейная линия Покровская слобода - Уральск, общей длиной 396 км), открыта 25 октября 1894 года. Строительство 190-километровой Транссибирской магистрали в 1891-1806 годах сыграло огромную роль в развитии Северного Казахстана и способствовало сближению казахского и русского народов. Но все же годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане является начало строительства железной дороги Оренбург - Ташкент - 1904 год. Эта магистраль, протяженностью 1668 км, введена в эксплуатацию в 1905-1906 годах и соединила европейскую часть России и Среднюю Азию. И уже к 1918 году общая протяженность железных дорог Казахстана составила 2575 км. Туркестано-Сибирская магистраль, длиной 1444 км, связала Казахстан Сибирью, тем самым в 1927-1930-х годах были освоены пустынные земли.
1 июля 1958 года "Казахстанская железная дорога", протяженностью 11000 км, стала самой крупной в СССР. Она состояла из 15 отделений и была связана с магистральными дорогами Сибири, Урала, Поволжья, Кыргызстана и Средней Азии. В 1977 году Казахстанская железная дорога включала в себя три крупные дороги: "Целинную", "Алма-Атинскую" и "Западно-Казахстанскую". После распада СССР Казахстанские железные дороги вновь были объединены в республиканское государственное предприятие "Казахстан темир жолы" (Казахстанские железные дороги).
В настоящее время Республика Казахстан обладает разветвленной железнодорожной сетью, протяженностью около 15000 км, из которых 6000 км двухпутные и около 5000 - однопутные. Казахстанские железные дороги обеспечивают более 68% грузовых перевозок и свыше 57 % пассажирских перевозок всей страны, в отрасли работают более 125000 человек, что составляет около 1% населения Республики Казахстан.